Длительная оксигенотерапия (ДОТ) должна назначаться как можно раньше с целью уменьшения газовых расстройств, снижения артериальной гипоксемии и предупреждения нарушений гемодинамики в малом круге кровообращения. Применяют ДОТ со скоростью потока кислорода 2-3 л/мин в покое и 5 л/мин при нагрузке. Уже на третьей неделе отмечается положительный клинический эффект, улучшаются газовые показатели, снижается давление в легочной артерии. Через полгода при стабильном клиническом улучшении заметно снижается периферическое легочное сопротивление, продолжает возрастать насыщение крови кислородом (Чучалин А. Г. и соавт., 1989; Садуль П., 1995; Рабочая группа Канадского торакального общества, 1995; Величковский Б. Т., 1995).
Используют длительную ночную оксигенацию. Как правило, ночью поток увеличивают на 1 л/мин. Мы не останавливаемся на подробностях использования методов ДОТ, так как они представлены в соответствующих разделах монографии. Отметим только, что длительная оксигенация не только улучшает показатели дыхательной функции, гемодинамики МКК но и улучшает качество жизни больных с хронической патологией легких; уменьшается обращаемость к врачу; предупреждается инвалидизация, продлевается жизнь.
В повседневной практике сохраняет свое значение оксигенотерапия 30-40% кислородом через носовой катетер или негерметичную маску по 10-15 мин с перерывами. Может быть использована вспомогательная искусственная вентиляция легких (ВИВЛ) с сеансами по 20-30 мин, курс лечения 4 недели.
Наибольшие перспективы в лечении больных с ЛГ, ХЛС связаны с использованием ингаляций окиси азота (NО) в клинике. При этом отмечаются все эффекты, свойственные эндотелийрасслабляющему фактору. Курсы ингаляций N0 у больных с легочной гипертензией при наличии сердечной недостаточности и без нее на фоне разнообразной бронхолегочной патологии приводили к существенному улучшению самочувствия пациентов, снижению давления в легочной артерии, повышению парциального давления кислорода в крови, уменьшению легочного сосудистого сопротивления, снижению внутрилегочного шунтирования (Dyar О. et al., 1993; Rossaint R. et al., 1993).