Психика соматического больного, особенно страдающего хроническим заболеванием, никогда не бывает нормальной. Всякий человек, постоянно страдающий от своей болезни, поневоле приобретает невротические черты. Необходимо снисходительно относиться к некоторым характерологическим особенностям пациента, делающим его трудным больным, иногда капризным, часто выдумывающим несуществующие жалобы (Вартанян M. E. и др., 1988). Больной должен быть таким — длительная травматизация соматического очага делает неустойчивой его психику. Это в свое время отметил еще Вольтер: «Сколь облагодетельствованы природой те люди, которые опорожняют ежедневно свой кишечник с такой же легкостью, как и отхаркивают утром мокроту. «Нет» — в их устах звучит куда любезнее и предупредительнее, чем «Да» — в устах человека, страдающего запорами» (Вотчал Б. E., 1963).
Всегда нужно думать о том, не скрывается ли за картиной невроза серьезное соматическое заболевание. С. П. Боткин (1867/1950) говорил: «Невроз — это яма, в которую врачи сбрасывают все то, что им неизвестно». Так, «невроз Ремгельда» впоследствии оказался язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки, а «невроз сердца» — стенокардией. Такие «неврастеники» часто умирали от желудочно-кишечного кровотечения или от обширного инфаркта миокарда. Именно с неврозом врачи прошлого века и начала нынешнего связывали патогенез бронхиальной астмы (БА), она так и называлась — «asthma bronchealae seu nervozum» (Буйневич К. А., 1909).
Болезнь и человек
В 1936 году Г. Селье ввел в клиническую практику термин «стресс» и впервые обоснованно показал взаимосвязь соматических заболеваний и изменений в психоэмоциональной сфере больного, которая получила отражение в так называемом «порочном круге стресса»
По теории Селье, некий симптом вызывает у пациента опасение, что он может повториться вновь, и вместе с этим возникает страх ожидания, который приводит к тому, что симптом действительно повторяется. Это лишь усиливает изначальные опасения больного, круг замыкается.
При известных условиях сам страх может оказаться тем, повторения чего боится пациент. Как же реагирует большинство больных на этот страх перед стра
"Порочный круг стресса"
хом? Как правило, бегством. Например, они стараются не выходить из дома, реже посещают работу, сводят к минимуму общение с родственниками и друзьями, отстраняются от домашних проблем и т. д. Результатом этого бегства может считаться и избыточная потребность больных в различных лечебных мероприятиях, полиморфизм их жалоб, не всегда соответствующих реальному соматическому состоянию больного (Franki, 1973; Sheehan D. V., 1982).
Особенно подвластна болезни психоэмоциональная сфера ребенка. Осознание себя не таким, как все, заставляет детей рано испытывать к себе жалость. Такие дети имеют обычно низкую самооценку, считают себя «неполноценными», что затрудняет взаимоотношения со сверстниками и родителями. Этому способствуют пропущенные занятия, обычно плохая, успеваемость и не всегда достаточное взаимопонимание в семье. Все это на фоне сохраняющейся болезни и по мере взросления ребенка приводит к формированию у него социофобии — боязни оказаться несостоятельным в обществе (Kathol R. G. et al., 1990;
Seimhauser F. H., 1997).